Установка сигнализации на скутер

/ Просмотров: 5229

Установка сигнализаций – занятие весьма хитрое, каждый мастер имеет в нем свои секреты, которыми по понятным причинам не спешит делиться с окружающими. Есть свои секреты и у меня, однако я поделюсь с Вами не только основными принципами установки, но и конкретным примером установки сигнализации MS-Bike на конкретный аппарат (популярный скутер Yamaha Jog Artistic серии 3KJ – см. рис.1).

Надо сказать, что дизайн, агрегаты и проводка этого скутера типичны для большинства легких скутеров фирмы Yamaha (3KJ,3YJ,4YJ,4KJ), а современные легкие скутеры фирм-конкурентов (Suzuki и Honda) имеют в части установки сигнализации минимальные отличия от данного аппарата – так что данную установку можно с полным основанием считать референсной (то есть показательным образцом, который может служить отправной точкой для установки сигнализации на почти любой скутер, а с небольшими компоновочными изменениями – и на многие мотоциклы, особенно японские).

image 109 Установка сигнализации на скутер

Рис. 1 Мой личный скутер Yamaha Jog Artistic (серия 3KJ).

Современные скутера (как и многие современные мотоциклы) имеют систему электрооборудования, существенно отличающуюся от автомобильной. В частности, если на автомобилях применяется объединенная система питания, в которой генератор и аккумулятор вместе работают на всех потребителей энергии, то на многих современных мотоциклах (особенно легких) и скутерах принята раздельная схема питания, в которой аккумулятор питает одних потребителей, а генератор – других (хотя, разумеется, специальный регулятор при работающем двигателе перераспределяет часть энергии генератора для зарядки аккумулятора и подпитки «его” потребителей). То есть современная система мотоциклетного электрооборудования, несмотря на «автомобильный” постоянный ток +12 вольт, имеет две раздельных цепи +12 вольт – одна цепь от аккумулятора (на ней +12 вольт есть всегда), и вторая – от генератора (на ней +12 вольт есть только при работающем двигателе). Причем система зажигания питается от второй цепи – что позволяет завести современный мотоцикл или скутер вообще без аккумулятора, и делает блокировку двигателя отключением аккумулятора невозможной.

Разумеется, всякий современный скутер или мотоцикл имеет электростартер – однако одновременно все они имеют запасной ножной кикстартер, что делает блокировку электростартера с целью предотвратить угон также совершенно бессмысленной. Одновременно это означает, что угонщику для отключения сигнализации достаточно просто отсоединить аккумулятор – и затем, заведя мотор кикстартером, он может спокойно уехать.

Система зажигания на всех современных мотоциклах, скутерах, мокиках и квадроциклах электронная бесконтактная, причем датчик Холла почти везде наглухо вмонтирован в двигатель. Что характерно – и генератор (переменного тока с выпрямителем, как на автомобилях, только с самовозбуждением от постоянных магнитов, чтобы запускаться без аккумулятора) также обычно наглухо вмонтирован в двигатель и имеет встроенное реле-регулятор, доступ к которому крайне затруднен (наружу из генератора выходит единственный провод +12в). И даже если реле-регулятор внешний, его отключение не помешает завести двигатель — генератор сконструирован японцами так, что постоянных магнитов хватает для выработки достаточного для работы зажигания тока. Все режимы работы зажигания задает микропроцессорный контроллер-коммутатор, имеющий минимум выводов (обычно 5 проводов – масса, +12в от генератора, вход от датчика Холла, выход на катушку зажигания и провод принудительной остановки мотора). Вся эта проводка «двигатель — коммутатор — катушка зажигания” очень компактна, лежит сверху двигателя и легко прослеживается, так что внесение изменений в нее неэффективно. Еще более неэффективно использование для иммобилизации скутера или мотоцикла идущего от коммутатора к замку зажигания «провода принудительной остановки” – остановка мотора достигается замыканием этого провода на массу, поэтому любой грамотный угонщик просто откусывает этот провод прямо на коммутаторе, заводит мотор кикстартером и уезжает, без всякой возни с замком зажигания.

Ну как, Вы уже достаточно напуганы и считаете противоугонную защиту «двухколесного друга” заранее обреченным делом? Напрасно – если к делу подойти с умом, можно добиться вполне надежной защиты, и я сейчас покажу, как это делается.

Часть 1 – Минимальный комплект strong>

Под минимальным я понимаю комплект из базового блока MS-Bike и простой сирены. Такой комплект при низкой цене уже обеспечивает приличную охрану и широкий сервис.

Прежде всего найдем место для установки сирены и основного блока. Место должно быть достаточно защищенным от взлома, грязи и влаги, хорошо передавать на базовый блок сигнализации удары и вибрации, и в то же время сирену из него должно быть хорошо слышно. Этим условиям на скутерах Yamaha вполне отвечает место установки штатного звукового сигнала (гудка) – он стоит в «клюве” за достаточно прочной решеткой (у меня это место еще дополнительно усилено толстой стальной пластиной, на которой закреплена передняя «ручка для переноски скутера”).

image 111 Установка сигнализации на скутер

Рис. 2 Место для установки сигнализации – пластмассовый «клюв” передней облицовки снят, штатный сигнал (3) перенесен на боковой кронштейн крепления. Остальными цифрами обозначены: 1 – светодиод сигнализации, 2 – замок зажигания, 4 – штатный кронштейн крепления сигнала (на него мы закрепим сигнализацию), 5 – разъем замка зажигания, 6 – регулятор заряда аккумулятора с разъемом.

На рис. 2 хорошо видно это место – чтобы расчистить пространство для сигнализации, мы перенесем штатный звуковой сигнал (поз. 3 рис. 2) на боковой кронштейн крепления (там крепится резистор регулятора заряда, но места хватит и сигналу). На этом месте штатный звуковой сигнал слышно почти так же хорошо, как и на обычном его месте. Сирену и основной блок мы закрепим на место звукового сигнала (поз. 4 рис. 2), для чего согнем из толстого оцинкованного железа переходную деталь хитрой формы – с широкой горизонтальной площадкой сверху (для основного блока сигнализации) и узкой площадкой снизу (для крепления сирены). Результат показан на рис. 3 и 4:

image 115 Установка сигнализации на скутер

Рис. 3 Крепление основного блока сигнализации (2) и сирены (4) с помощью переходной детали (3). На переднем плане – крепление (1) штатного сигнала и резистора регулятора заряда на штатном боковом кронштейне.

image 117 Установка сигнализации на скутер

Рис. 4 Крепление основного блока сигнализации (3) и сирены (2) с помощью переходной детали (4). Слева – штатный звуковой сигнал (1).

Светодиод сигнализации идеально встает в пластмассовую облицовку скутера рядом с замком зажигания (см. рис. 2), для чего в облицовке придется просверлить отверстие диаметром 7мм под установочную втулку светодиода. Провод светодиода лучше не укорачивайте, а просто скрутите в моточек – это позволит Вам не отключать светодиод при снятии задней облицовки передка скутера. Секретную кнопку лучше всего расположить в подседельном багажнике скутера, под обивкой в нише для реле стартера (само же реле перенести на кабельный жгут рядом). Во-первых, этот багажник запирается на замок, а во-вторых, мало кому придет в голову вынимать обивку в поисках кнопки. Проводку секретной кнопки будем тащить по основному жгуту электропроводки скутера, для чего придется как минимум демонтировать заднюю часть передней облицовки и полик скутера. Длинны заводского провода кнопки как раз хватает.

Теперь подготовим проводку. Начнем с того, что удалим лишние провода с контактами из разъемов жгутов. Должны остаться следующие провода:

- Черный (масса)

- Зеленый (сирена)

- Красный (+12в электроника)

- Оранжевый (+12в от замка зажигания)

- Два коричневых (сигналы поворотов)

- Сине-красный (+12в силовые)

- Два желтых (иммобилайзер)

Удаленные провода сложим в пакетик – они нам еще понадобятся при расширении системы. В красном и сине-красном проводах стоят предохранители. Возьмем красный провод после предохранителя, укоротим его до 4 сантиметров и припаяем к сине-красному проводу после предохранителя прямо внутри его колодки (контактные лепестки легко вынимаются из колодки) – это упростит нам дальнейший монтаж.

Теперь подыщем подходящий двухконтактный разъем для сирены. Разъем нужен компактный и не позволяющий перепутать провода. Укоротим зеленый провод до 4 см, а на черном проводе на таком же расстоянии зачистим участок провода для пайки – и распаяем эти провода в гнездо разъема. Вилку разъема, соблюдая нужную пол

ярность, распаяем на провод сирены (см. рис. 5). Если в Вашем хозяйстве совсем плохо с разъемами – можете запаять провод сирены наглухо, однако тем больше проблем у Вас будет при замене вышедшей из строя сирены.

Обратите внимание, что я не ставлю рекомендованный производителем сигнализации предохранитель для сирены – дело в том, что этот предохранитель скорее дань автомобильным стереотипам (когда злоумышленники первым делом разбивают сирену молотком или замыкают ее проводку), нежели чем реальная необходимость в случае, когда сирена стоит вплотную к основному блоку сигнализации и защищена со всех сторон (спереди – пластиком и мощной стальной пластиной, сзади и с боков — мощным небьющимся пластиком «клюва” и рамой).

image 120 Установка сигнализации на скутер

Рис. 5 Сигнализация и сирена на переходной детали (1) с подсоединенными проводами. Обратите внимание на разъем сирены (2), гнездо которого примотано к пучку проводов синей изолентой.

Теперь прикрутим на место переходную деталь с привинченным основным блоком сигнализации и сиреной, воткнем на место все разъемы (включая разъемы светодиода и секретной кнопки согласно их цвету), и начнем подсоединять сигнализацию к скутеру согласно схемы (рис. 8) – прямо по пунктам:

1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.

2. Черный провод сигнализации подсоединим к черному проводу в гнезде разъема замка зажигания (поз. 5 рис. 2). Это масса.

3. Сине-красный провод сигнализации подсоединим к красному проводу в гнезде разъема регулятора заряда (поз. 6 рис. 2). Это +12в от аккумулятора.

4. Оранжевый провод сигнализации подсоединим к коричневому проводу в гнезде разъема замка зажигания (поз. 5 рис. 2). Это +12в при включенном зажигании.

5. Два коричневых провода продернем в хлорвиниловую трубку (для предохранения от перетирания) и введем в фару. Там подсоединим их к коричневому и зеленому проводам, идущим соответственно на левый и правый указатели поворотов (разумеется, в гнезде их разъема – чтобы можно было свободно снимать сами поворотники).

Провода не забываем укорачивать в размер и тщательно изолировать соединения. Я предпочитаю подсоединять провода внутри штатных разъемов скутера, а не методом «прикрутки” к штатным проводам. Также не забываем укладывать провода вдоль штатных жгутов скутера и приматывать их изолентой – так будет аккуратнее и удобнее при ремонте скутера.

Вот, собственно, и все – если не считать иммобилайзера. Ставим на место предохранитель аккумулятора, устанавливаем чувствительность датчика удара, вводим в память все брелки и проверяем работу системы.

image 122 Установка сигнализации на скутер

Рис. 6 Сигнализация (А) на своем месте (провода для наглядности сняты). Стрелка B указывает на лючок моторного отсека, за которым удобно поставить микроволновый датчик.

В качестве финального штриха – переставляем штатный аккумулятор скутера таким образом, чтобы для доступа к его клеммам или его снятия понадобилось бы разобрать половину скутера. Заодно прячем предохранитель аккумулятора и проводку вокруг него вглубь рамы скутера, а там, где это невозможно – одеваем проводку в сплошные металлические кожуха, согнутые из миллиметровой стали. Пусть угонщики попарятся, пытаясь отрезать аккумулятор от сирены.

Иммобилайзинг

Как я уже объяснял, блокировать работу двигателя скутера штатными средствами не получится – они слишком очевидны и легко парируются злоумышленником. Поэтому придется пустить в ход средства нештатные.

Идея использовать электроклапан для отсечки топлива лежит на поверхности – но применительно к скутеру Yamaha оказывается весьма плодотворной. Дело в том, что Yamaha использует подачу бензина самотеком (бензобак выше карбюратора), и просто оторвать шланг от клапана и сунуть его в банку с бензином не получится – бензин не потечет. Нужна не просто банка, а бачок со штуцером в днище, и поставить его можно не абы куда, а только достаточно высоко (например, на багажник), и как-то при этом закрепить. К этому нужно быть готовым, и на все это нужно время – которого, при орущей сигнализации, у угонщика мало.

Теоретически можно соединить шланги напрямую – но я ставлю оригинальный клапан, у которого входной и выхо

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!