Охц и дохц. Системы грм

/ Просмотров: 1734

«ТУДЫ ЕГО В КАЧЕЛЬ!»

– говаривал по поводу и без повода один мой препод. «Куды» и в какую «качель» запхать… простите, запихнуть Главную Руководящую и Направляющую Силу мотора – его распредвал – над этой проблемой 100 лет назад бились лучшие инженерные умы мира. Из вороха идей, порожденных ими, до наших дней дожили немногие, но лучшие.

image 332 ОХЦ и ДОХЦ. Системы ГРМ

Первая схема была продиктована соображениями механики. Известная нам по древним «оппозитам» и «валуям» SV (Side Valve – боковые клапаны) предусматривала расположение распредвала в непосредственной близости к коленвалу. Приводясь парой шестерен от последнего, непосредственно или с помощью коротких толкателей (служивших заодно регулировочными устройствами). Технологично, компактно и просто. С точки зрения механики.

Но не термо- и газодинамики! Конструкция камеры сгорания противоречила всем канонам этих нарождавшихся наук.

В результате потери на газообмен получались колоссальными, степень сжатия никак не удавалось сделать более-менее высокой, а значит – раскрутить мотор до сколько-нибудь высоких оборотов ну никак. Зато технологично, что и предопределило использование такой схемы на тихоходных движках, к настоящему времени практически полностью «выведенных из оборота». Почти – потому что на некоторых мотокультиваторах и газонокосилках эти моторы еще применяются, а значит, и на некоторых мотоциклах с такими моторами. (Есть, есть еще энтузиасты в Америке, делающие подобные чопперенки и ретроскутеры как для себя, так и на продажу).

image 335 ОХЦ и ДОХЦ. Системы ГРМ

А газодинамики потребовали перенести клапаны в головку цилиндров. Пришлось разрабатывать сложный привод от распредвала к клапанам. Штанги, коромысла, толкатели… Инерция системы, названной OHV (Over Head Valve – клапаны вверху головки, или, иными словами, верхние клапаны), получилась та еще, к тому же потребовала дополнительного подвода масла к головке цилиндра. Но главное – толкающие штанги небольшой, но прогиб имели, а значит, на больших оборотах фазы «плыли». В результате штанги старались делать все короче и короче, а распредвал поднимать все выше и выше, почти к самой головке (такое расположение распредвала иногда называют средним, пример чему нынешние «оппозиты» BMW). И, в конце концов, распредвал поселился в самой головке цилиндров – эту схему назвали OHC (Over Head Cam – распредвал вверху головки, а по-нашему – верхневальная схема).

Впрочем, «в конце концов» – это относится к серийной технике. На гоночных автомобилях и авиамоторах все три схемы появились почти одновременно, еще в первом десятилетии ХХ века. Но если схема SV на массовых (или, по крайней мере, крупносерийных) мотоциклах появилась почти сразу, OHV – годах в 20-х, то верхневальные головки с тех самых 20-х годов были уделом только эксклюзивных гоночных реплик. Массовое же их применение началось лишь в середине прошлого века, и вытеснение верхневальной головки нижневальной шло очень медленно и не завершилось до сих пор.

Почему не завершилось поныне – тут, думаю, все понятно: неподражаемый цокот штангового привода – это вам не невнятный шелест цепи/зубчатого ремня и, тем более, не визг шестеренного привода. (Правда, последнее более чем спорно: одни именуют такие моторы ведрами с гайками, для других нет ничего слаще этой музыки). В принципе, можно понять и технологов, не желавших возиться с натяжителями цепи, а тем более с «гитарой» цилиндрических (или двумя парами конических) шестерен. Но главная причина, заставлявшая промышленников держаться за штанговый привод, несмотря на растущую быстроходность моторов – сами покупатели. Точнее, их механики.

image 338 ОХЦ и ДОХЦ. Системы ГРМ

Дело в том, что качество ГСМ и металла той поры было таким, что процедуры очистки камеры сгорания и поршня от нагара и притирки клапанов требовались достаточно часто. А демонтировать-поставить нижневальную «голову» – это открутить-закрутить несколько болтов/гаек. Не то, что верхневальную: тут промахнешься на один зуб при монтаже – и привет мотору. Но с прогрессом в металлургии и нефтепереработке обслуживание стало требоваться все реже, в результате нижний вал ныне встречается только на особо консервативных кастомах, как правило – из соображени

ventilové rozvody / valvetrain mechanisms

Call of Duty Modern Warfare обзор головка (часть 1) [+18].

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!