Мотоцикл иж

/ Просмотров: 4932

мотоцикл иж двигатель

Иж (мотоцикл)

Мотоциклы ИЖ-1 и Иж Планета-5 на марочном листе 1999  г.

У этого термина существуют и другие значения, см. Иж .

Иж  — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся с 1929 по 2008 год в городе Ижевске на заводе «ИЖМАШ ».

Содержание

Производство опытных образцов

Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928 —1929  гг.

Может показаться совершенно невероятным, но за считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.

«Иж-4» — один из самых лёгких из пятёрки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток» и приводом на заднее колесо валом.

«Иж-5», прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой.

Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года. и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW .

Серийное производство

Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933 —1940 гг.

К началу 30-х годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров  — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 747 кубических см. характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.

В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году. почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Массовое производство

ИЖ - 5

Четырехтактный двигатель с одним, расположенным вертикально, цилиндром объемом 400 куб. см. Привод заднего колеса закреплен втулочно-роликовой цепью. Рама, бензобак, седло и руль - это доработанные части мотоцикла Neander. В этом мотоцикле вместо колесной подставки впервые был использован боковой упор.

Исследовательские работы над этой техникой заложили основу советской мотопромышленности, поскольку коллектив мастерских в дальнейшем занимался работами по созданию первых серийных советских мотоциклов (правда, под другими марками).

«Вторая жизнь» марки «Иж» началась в 1932 году, когда было решено построить в Ижевске специализированный мотоциклетный завод, названный ИжМЗ - «Ижевский мотоциклетный завод. После рассмотрения ряда проектов возможных конструкций постановили выпускать на строящемся заводе мотоциклы, аналогичные ленинградской модели Л-300 «Красный Октябрь», которая, в свою очередь, являлась копией немецкого «ДКВ Люксус 300».

Ижевчане внесли ряд изменений в чертежи Л-300 и присвоили машине свой индекс - Иж-7. Иж-7 отличался от Л-300 прежде всего отсутствием массивных защитных щитков, плоских подножек и багажника с вещевыми ящиками. Изменились конструкция передней вилки, профиль переднего и заднего крыльев. Вращающаяся рукоятка привода дроссельной заслонки карбюратора была заменена поворотной манеткой на руле, в свою очередь манетка декомпрессора уступила место кранику непосредственно на головке цилиндра. Количество спиц на колесах увеличилось с 36 до 40. Осветительные приборы устанавливались далеко не на все мотоциклы, поскольку комплектующих вечно на хватало.

Маломощное маховичное магдино с трудом питало слабенькую фару, а задний фонарь и электрический звуковой сигнал вообще не предусматривались конструкцией. Серийное производство Иж-7 развернулось лишь в 1934 году.

В 1938 году на конвейер была поставлена новая модель - Иж-8. Несмотря на сохраненную почти без изменений ходовую часть, это была принципиально новая машина. Конструкторы завода отказались от одноканальной продувки и поршня с дефлектором, введя двухканальную петлевую продувку и поршень с плоским днищем. Степень сжатия была увеличена, в результате мощность двигателя поднялась до 8 л.с. Мотоцикл получил вполне совершенное по тем временам электрооборудование: маховичное магнето, отдельный генератор с ременным приводом, аккумулятор, задний фонарь и мощную фару. На Иж-8 вновь появилась вращающаяся ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора. Мотоцикл был оснащен амперметром, электрическим звуковым сигналом и переключателем света. Внешне мотоцикл легко отличался от предшественника по конфигурации выпускной системы. Инструментальный ящик изменил форму и переместился из-под седла на правую заднюю часть рамы мотоцикла. На мотоцикле появился багажник. Максимальная скорость за счет увеличения мощности мотора возросла до 90 км/час против 85 км/час у Иж-7.

Следующей моделью, пошедшей в серию с 1939 года, стал Иж-9, сразу отличаемый внешне по двум глушителям и двум трубам системы выпуска. Были кардинально изменены конструкции поршня и цилиндра, внесено много усовершенствований в ходовую часть. В 1940 году, параллельно с производством Иж-9, на их базе была собрана опытная партия мотоциклов Иж-12, в «девятую» раму был вмонтирован четырехтактный верхнеклапанный двигатель (350 см3) от ленинградского мотоцикла Л-8. Война помешала освоению этой модели. В октябре 1941 года на площади ИжМЗ прибыло оборудование СМЗ (Серпуховского мотозавода), однако решением Государственного Комитета Обороны СССР от 23.11.41 года Ижевский мотозавод был передан в систему Наркомата вооружения, и мотопроизводство на нем полностью прекратилось.

В 1946 году вышло постановление Правительства СССР об организации на Ижевском машиностроительном заводе мотоциклетного производства. По какой причине оно не возобновилось на прежнем месте - остается лишь догадываться. Так или иначе, но в советской зоне оккупации Германии оказались производственные площади фирмы ДКВ в городе Цшопау. Оттуда в Ижевск были привезены чертежи и оснастка, а также группа сотрудников предприятия во главе с главным инженером ДКВ Германном Вебером.

Совместными усилиями началось освоение мотоцикла, названного Иж-350. Поскольку на оружейном предприятии никто раньше с мотоциклами дела не имел, то была поставлена задача в точности скопировать мотоцикл «ДКБ NZ 350/1». Эта модель была освоена уже в годы войны и отличалась от предвоенной версии модернизированным двигателем, у которого картер был отлит из чугуна и скрывал в себе генератор малого диаметра. 350-кубовый двухтактный двигатель в блоке с четырехступенчатой коробкой передач развивал мощность 10,5 л.с. Определенные трудности с изготовлением рамы, представляющей собой набор штампованных элементов, часть из которых была сварена между собой длинными швами. Постепенно технология была восстановлена - сначала в немецком виде, затем был осуществлен переход на алюминиевое литье всех картерных деталей, что позволило облегчить мотоцикл на 28 кг.

Массовая популярность мотоспорта в первые послевоенные годы привела к созданию серийных спортивных мотоциклов, которые партиями направлялись в многочисленные тогда мотоциклетные клубы. Первым стал Иж-350С (1948 год) с алюминиевым цилиндром двигателя, телескопической передней вилкой и свечной задней подвеской. Затем последовали универсальный Иж-50, дорожно-гоночный Иж-54 и кроссовый Иж-55. Позже, уже в 60-е годы, наши спортсмены успешно выступали на спортивных мотоциклах «Иж» в международных соревнованиях, в том числе и в Шестидневных соревнованиях ФИМ (FIM), где неоднократно завоевывали золотые медали. К сожалению, в дальнейшем спортивные мотоциклы ижевской разработки из-за устаревшего силового агрегата уже не могли на равных соревноваться с зарубежной техникой.

Первый модернизированный серийный мотоцикл, названный Иж-49, встал на конвейер в 1951 году. Из наследия ДКВ на нем оставался штампованный передний конверт рамы с силовым агрегатом и бензобак с рычагом ручного переключения передач. Передняя вилка стала телескопической, а задняя подвеска - свечной, обе с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Эти изменения появились на мотоцикле после отработки на спортивных машинах. Добавился усовершенствованный воздушный фильтр.

Созданное в 1954 году на заводе Специальное конструкторское бюро (СКБ-61) занялось модернизацией серийной продукции и разработкой новых образцов. К 1956 году были готовы боковая коляска к Иж-49, изготовление которой по ижевским чертежам началось на Вятско-Полянском машиностроительном заводе (ВПМЗ), и следующая Серийная модель Иж-56, которая некоторое время выпускалась параллельно с «сорок девятым», а в 1959 году полностью заменила его на конвейере.

Мотоцикл Иж-56 получил облегченную трубчатую раму и маятниковую заднюю подвеску, цепь привода заднего колеса была скрыта в герметичном кожухе. Модернизированный двигатель, мощность которого выросла до 14 л.с, оснащался облегченным цилиндром из алюминиевого сплава, в который была запрессована чугунная гильза. Появились сдвоенное сиденье и штампованные кожухи, скрывавшие в себе багажные ящики. Карбюратор вместе с воздушным фильтром располагался под съемным алюминиевым обтекателем.

Еще в 1954 году начались первые эскизные проработки конструкции нового двигателя - двухтактного, с двумя наклонными вертикальными цилиндрами. За образец был взят силовой агрегат только-только появившегося мотоцикла «ДКВ RT 350», но, в отличие от прототипа, ижевские конструкторы сделали не один, а два коленчатых вала, соединив их в середине картера дополнительным маховиком. При рабочем объеме 347 см3 мотор развивал мощность 18 л.с.

Опытные образцы машины, названной Иж-58, в 1961 году превратились в серийный двухцилиндровый «Иж-Юпитер», а на следующий год на поток встала одноцилиндровая модель «Иж-Планета» - модернизация Иж-56. На сегодняшний день эти мотоциклы, называющиеся ныне «Планета 5-01» и «Юпитер 5», по-прежнему составляют производственную программу мотоциклетного отделения завода «Ижмаш».

мотоцикл иж мотоцикл

Конечно, «тихая эволюция» делает свое дело - мощность моторов возросла, появились системы электронного зажигания и раздельной смазки. Тем не менее, кардинально ничего не менялось - таковы последствия административно-хозяйственного регулирования, когда считалось, что раз спрос есть, значит, коренная модернизация не нужна.

Это тем более обидно, что конструкторы предприятия всегда демонстрировали свой высочайший потенциал, о чем говорят многочисленные экспериментальные разработки. Так, еще на рубеже 50-х и 60-х годов была создана целая серия уникальных машин, в которых были использованы такие уникальные технические решения, как, в частности, хребтовая рама-монокок («Иж-Caтypн»), впрыск топлива («Иж-Сириус»).

Кроссовый мотоцикл «Иж-61К» образца 1961 года получил совершенно новый одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 340 см3 и мощностью 25 л.с, сблокированный с шестиступенчатой коробкой передач. Мотор был установлен в легкую трубчатую раму полностью дуплексного типа; вся машина весила 125 кг.

В 1962 году появилась еще одна интересная разработка - гоночный мотоцикл «Иж-344А» с трехцилиндровым V-образным двухтактным двигателем рабочим объемом 344 см3 и мощностью 36 л.с, и шестиступенчатой коробкой передач. В середине 60-х годов начато проектирование перспективного дорожного мотоцикла «Иж-555» с 500-кубовым двухцилиндровым двухтактным двигателем.

К сожалению, этот гигантский пласт опытных наработок практически остался невостребован. Единственным исключением стала модель «Иж-Планета-Спорт 350», появившаяся в 1973 году. Совершенно оригинальный двигатель (развитие кроссового Иж-61К) мощностью 30 л.с, с шестеренной моторной передачей, система раздельной смазки, японские комплектующие в системах питания и электрооборудования - все это было ново и непривычно.

Мотоцикл был дорог (цену не сильно снизило даже быстрое исчезновение большинства перечисленных выше нововведений), но главное - он идеологически не подходил на роль привычного универсального семейного транспорта. Суммарный годовой выпуск машины, который в отдельные годы доходил почти до 25000 экземпляров, считался «нерентабельным» для предприятия, ориентированного на производство 400000 мотоциклов в год. Ставка на экспорт тоже себя не оправдала, и в 1984 году мотоцикл сняли с производства.

В начале 80-х годов для предприятия «Ижмаш» была приобретена лицензия на ряд узлов японского мотоцикла «Ямаха ХТ550» (Yamaha XT550). Они стали отправной точкой для разработки нового семейства: дорожный мотоцикл «Иж-Орион» и модификация двойного назначения «Иж-Марафон». К сожалению, доводка одноцилиндрового четырехтактного двигателя слишком затянулась. Но ряд узлов (передняя телескопическая вилка с пневмоподкачкой, литые колеса, передний дисковый тормоз) в начале 90-х годов появились на серийных мотоциклах «Иж-Планета» и «Иж-Юпитер».

Переход к рыночным отношениям завод встретил с устаревшими моделями очень почтенного происхождения. После обвального падения спроса на внутреннем рынке предприятие нашло выход в развитии экспорта в страны Третьего мира. К сожалению, это в какой-то степени затормозило техническое развитие мотоциклов, поскольку там пользовались спросом лишь самые дешевые модификации в самой простой комплектации.

Тем не менее, в 1998 году завод освоил изготовление мотоциклов «Иж-Юпитер» с мотором жидкостного охлаждения, а через год - созданного на его основе мотоцикла «Иж-Юнкер» в стиле «кастам». 22 июня 1996 года мотопроизводство было выделено в самостоятельное предприятие ДОАО «Ижмаш-Мото». И хотя ныне оно переживает не лучшие времена, в планах конструкторов – разработка широкой гаммы мототехники, с двигателями собственного и импортного производства рабочим объемом от 50 до 1000 см. Первой ласточкой стал показанный публике в 2000 году легкий мотоцикл «Иж-Корнет» в стиле «кастом», с 50-кубовым двухтактным двигателем производства вятско-полянского предприятия ОА «Молот».

Для оформления этой и других станиц по мотоциклам ИЖ, использовалась информация с сайтов:

Ижевские мотоциклы

В 2009 году исполнилось 80 лет с начала производства Российских мотоциклов. Первые в стране мотоциклы были изготовлены в Ижевске, в 1929 г. под маркой «ИЖ». Массовое производство мотоциклов началось на ижевском машиностроительном заводе в 1946 г. За 60 лет было выпущено около 12 миллионов мотоциклов различных моделей. За свою долгую историю мототехника ижевского производства прошла испытания временем и дорогами десятков стран мира.

Ижевский машиностроительный завод «Ижмаш» - уникальное в своем роде предприятие с богатейшей историей. Предприятие известно далеко за пределами России благодаря таким направлениям как: мотоциклы, производственное оборудование, высокоточные приборы, всемирно известный автомат Калашникова и другое оружие. Уже почти два века марка Ижевского завода является лучшей гарантией качества и заслуживает самых высоких характеристик.

Благодаря высокой надежности, удобству и простоте эксплуатации и технического обслуживания, а также доступным ценам мотоциклы ИЖ пользуются заслуженным спросом как на внутреннем рынке, так и в странах Ближнего и Дальнего Востока, Восточной Европы, Центральной Африки и Южной Америки.

На внутреннем и экспортных рынках неуклонно растет спрос на OEM запчасти для мототехники «ИЖ». Запчасти ижевского производства, изготовленные по оригинальному технологическому процессу в соответствии с ГОСТ, значительно превосходят по качеству многочисленные подделки.

Новости

Ижевск. Удмуртия. Ижевские мотоциклы могут вернуться на рынок. Этот вопрос рассматривается в руководстве республики.

мотоцикл иж мотоцикл
мотоцикл иж мотоцикл
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!